Справочная +7(499) 432-9653

ГКБ №31 в москве ГКБ №31 в москве

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница № 31 имени академика Г.М. Савельевой Департамента здравоохранения города Москвы»

Коварный отросток

«Многоликим Янусом» прозвали врачи аппендицит, поскольку он способен маскироваться под огромное количество заболеваний, от гриппа и прободной язвы до воспаления придатков или даже внематочной беременности. На ваши вопросы об этом «мастере перевоплощения» рассказывает заместитель главного врача по хирургии Московской ГКБ №31, кандидат медицинских наук, хирург высшей категории Автандил Георгиевич Манвелидзе.

– Я слышала, что где-то в середине прошлого века в Америке было принято избавлять от аппендикса каждого новорожденного младенца. Почему от этой идеи врачи отказались, ведь, как говорится, нет органа – нет и проблем?

– Действительно, в прошлом веке в Америке широко практиковалась профилактическая аппендэктомия. Но потом от этого пришлось отказаться, потому что в результате многолетних наблюдений за этими людьми выяснилось, что удаление аппендицита в младенческом возрасте привело к развитию у них серьезных иммунных нарушений со стороны кишечника. Как к «лишнему» органу, к аппендиксу долгое время относились не только в Америке, но и в России.

Лишних частей в организме нет. Все, что дано нам природой, для чего-нибудь, да нужно. Аппендикс не принимает участия в процессе пищеварения, но поскольку он состоит из лимфоидной ткани, в которой функционируют клетки, выполняющие иммунные функции, он играет важную роль в защите желудочно-кишечного тракта от инфекций. По этой причине этот отросток иногда называют “кишечной миндалиной”.

– Мама мне с детства говорила: не ешь семечки, не проглатывай арбузные косточки, а то будет аппендицит. И как в воду глядела – действительно, в 20-летнем возрасте меня прооперировали по этому поводу. Сейчас у меня растет сын, и я тоже запрещаю ему засорять свой организм семечками. Правильно ли я поступаю? И вообще, по каким причинам возникает аппендицит?

– Причины развития воспаления аппендикса – червеобразного отростка слепой кишки – науке доподлинно не известны. На этот счет существует масса предположений и теорий, но ни одна из них пока не доказана. Что касается семечек, я думаю, их опасность преувеличена. У помидора или огурца тоже ведь есть семена, хоть и мелкие, и никто не говорит, что употреблять эти овощи опасно. К сожалению, профилактики аппендицита не существует. Ну, разве что, надо стараться вовремя устранять все воспалительные процессы в организме, будь то кариес или ангина, потому что хроническая инфекция, где бы она ни находилась, может провоцировать воспаление и в других органах. Впрочем, это касается не только аппендикса, но и всего организма в целом.

– В каком возрасте чаще всего развивается аппендицит? Кто страдает чаще: мужчины или женщины? Играет ли какую-то роль наследственность?

– Аппендицит бывает и у детей, и у пожилых людей, но чаще эта неприятность происходит в самом цветущем возрасте, от 20 до 40 лет. Количество больных среди людей обоего пола примерно одинаково. Наследственный фактор может иметь значение, но не решающее.

– Как сам человек может понять, что боли у него в правом боку – это аппендицит, а не что-либо другое?

– Никак. Это не его дело, а обязанность врача. Чтобы провести правильную дифференциальную диагностику аппендицита, отличив его от множества других заболеваний, врач сначала долго учится в медицинском институте, а потом – на практике. И даже опытного специалиста нередко посещают сомнения в том, что он имеет дело именно с этим заболеванием, потому что он очень умело маскируется под практически любое недомогание в брюшной области. Но поскольку аппендицит чреват очень опасными последствиями для здоровья и даже жизни человека, то в случае возникновения болей в животе (причем, в любом месте, не обязательно справа) нужно обязательно вызывать скорую, а не пытаться распознать заболевание самостоятельно. Чем меньше времени пройдет с момента развития воспаления, тем проще будет операция и короче реабилитационный период. К сожалению, самая большая проблема – это когда люди сидят дома день, другой, третий, терпят боль, а потом поступают в стационар уже с перитонитом, когда гной разлился по всей брюшной полости. И тогда им приходится пережить обширную, тяжелую, длительную операцию, после которой они будут вынуждены провести на больничной койке вместо недели целый месяц, если не больше.

– Какие исследования необходимо провести, чтобы поставить диагноз аппендицит?

– В первую очередь врач опрашивает больного, собирает анамнез. Задает наводящие вопросы, выясняя, когда и при каких обстоятельствах появилась боль, куда она отдает и т. д. Затем – осмотр, прощупывание. Потом берутся анализы (кровь, моча) – высокий уровень лейкоцитов подтвердит наличие воспаление. Затем – УЗИ брюшной полости. А в некоторых случаях, когда все эти методы исследования не позволяют ни подтвердить, ни опровергнуть диагноз, приходится прибегать к диагностической лапароскопии. Через прокол в брюшной стенке вводится аппарат с волоконной оптикой, и с его помощью уже на мониторе хирург может увидеть картину того, что происходит у больного внутри.

– Что нужно делать человеку, если его «прихватил» приступ острого аппендицита?

Нужно сделать только одно – набрать по телефону номер «скорой помощи». Нет статистики по времени проходящему от первого приступа до развития перитонита, нет, потому, что это очень индивидуально. Порой человек попадает на операционный стол всего через несколько часов после появления острой боли – а в червеобразном отростке отмечаются значительные воспалительные изменения. А иногда больной способен продержаться без медицинской помощи 1-2 дня. Тем не менее, чем скорее обратиться к врачу, тем лучше, потому что воспаление может развиваться очень быстро.

А вот чего делать нельзя ни в коем случае – так это принимать обезболивающие лекарства, потому что их прием «смажет» клиническую картину заболевания и врачу будет труднее поставить диагноз. В крайнем случае, если боль нестерпимая, можно выпить но-шпу, но все же лучше потерпеть до приезда врача и воздержаться от применения любых лекарств. Другая распространенная ошибка – прикладывать к больному месту теплую грелку или принимать ванну. Это – самый короткий путь к тому, чтобы усилить воспаление и приблизить развитие гнойного перитонита. Делать клизмы, пить желчегонные препараты тоже не стоит ни в коем случае. Все, что требуется – обеспечить больному полный покой.

– Операцию по поводу аппендицита принято считать чем-то элементарным. Так ли это на самом деле и могут ли после этого вмешательства быть осложнения?

– Действительно, чаще всего первой операцией, проведение которой поручают начинающему хирургу, является аппендэктомия. Ведь это самое распространенное хирургическое вмешательство, потому что аппендицит – одна из наиболее часто встречающихся «болячек». Однако хирурги говорят так: «Нет ничего проще, чем операция по удалению аппендикса, и нет ничего сложнее, чем эта операция», ведь коварство этого маленького отростка – неисчерпаемо. Аппендикс может располагаться в таких «закоулках» брюшной полости, что с хирурга сойдет семь потов, прежде, чем он до него доберется. Поэтому эта операция может длиться как полчаса, так и 2-3 часа. В легких случаях удалить аппендикс способен и вчерашний студент, а в сложных требуется рука опытного мастера. Решение, кому доверить операцию, принимается во время самого вмешательства.

Осложнения бывают после любой операции. В том числе и после этой. Они могут быть самыми разными, начиная от проблем с заживлением и заканчивая абсцессом в брюшной полости и даже смертельным исходом. Летальность от аппендицита – 0, 1-0, 2%. Эти цифры могли бы быть еще ниже, если бы люди обращались за медицинской помощью вовремя и не занимались бы самолечением.

– Можно ли делать операцию по удалению аппендикса без разрезов?

– Да, сегодня очень часто при этом заболевании используется лапароскопия. Тогда после вмешательства на теле пациента остается всего три практически незаметных следа от проколов, через которые вводились инструменты. Преимущества использования лапароскопии: уменьшение болезненности после операции и более быстрое выздоровление, а также хороши косметический эффект. Но, к сожалению, лапароскопия применима не всегда, а только в том случае, если это возможно технически. Это можно решить только в ходе операции. Если хирург понимает, что лапароскопия в данном случае не подходит, он извлекает инструменты и прибегает к традиционному методу – полостной хирургической операции.