Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница № 31 имени академика Г.М. Савельевой Департамента здравоохранения города Москвы»
Эксперт: врач-терапевт Консультативно-диагностического Центра ГКБ31 Нина Михайловна Наумчук.
Многие люди избегают обращаться к терапевту, считая это пустой тратой времени. Ну, в конце концов, – рассуждают они, врач общий практики все равно пошлет лечиться у узкого специалиста. Так зачем идти обходными путями, когда можно сразу пойти к тому, кто прицельно займется беспокоящим органом. Но, оказывается, короткий путь не всегда приводит куда надо, а более длинный порой оказывается самым верным и правильным.
Врач, которого все касается
Терапевт смотрит пациента от макушки до пят. И именно в этом – ценность общей терапии. Пусть этот врач не использует суперсовременных и дорогих методов обследования, но зачастую именно его внимательный и профессиональный взгляд позволяет пациенту сэкономить кучу времени, сил, нервов и денег. И, в конечном счете – здоровья.
Терапевт при первичном осмотре ставит не окончательный, а предварительный диагноз. Причем, зачастую этот диагноз оказывается для пациента большой неожиданностью. Допустим, пришел человек с жалобами на желудок, а врач после осмотра, опроса и проведения некоторых несложных тестов пошлет его к кардиологу, или наоборот, жалуется человек на сильные боли в сердце, а терапевт отсылает его к гастроэнтерологу. Ведь заболевание имеет много масок. И разобраться в этом «маскараде» способен лишь доктор, который рассматривает больного в целом, а не по отдельным органам, анализируя не один симптом, а всю клиническую картину заболевания.
Лечить не болезнь, а больного
Система ОМС с ее новыми медицинскими стандартами, по которым врачу-терапевту дается на общение с пациентами по 12 минут, большая часть которых уходит на заполнение различных бумаг, к сожалению, не способствует росту доверия пациентов к врачам общей практики. Ведь 50% успеха работы терапевта – это правильный сбор анамнеза, который заключается в том, чтобы внимательно выслушать пациента и его жалобы, не торопясь осмотреть его и назначить на основе полученных данных соответствующие анализы и исследования. Разумеется, за 12 минут сделать это невозможно.
Вообще, контакт врача и пациента очень важен. И дело не только в потраченном времени. Тут – как в дружбе и любви. Должна быть взаимная заинтересованность с обеих сторон. И если ее нет, значит, надо искать другого врача. Хороший врач не станет рекламировать БАДы и необоснованно назначать дорогие лекарства, хотя, к сожалению, большинство современных эффективных препаратов не отличаются дешевизной. Но, тем более, профессиональный доктор будет стараться избегать выписывать лишние лекарства. А при назначении наиболее часто применяемых, скажем, гипотензивных препаратов будет руководствоваться не только их эффективностью, но и безопасностью, беря в расчет индивидуальный статус больного. То есть выписанное лекарство должно не просто лечить гипертонию, а лечить ее у конкретного больного.