Справочная +7 (499) 432-96-53

ГКБ №31 в москве ГКБ №31 в москве

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница № 31 имени академика Г.М. Савельевой Департамента здравоохранения города Москвы»

Проблемная «косточка»

Красота – великая сила, особенно если речь идет о красоте женских ног. Об этом известно всем мужчинам, и даже наш гениальный соотечественник Пушкин не обошел их своим вниманием. Но что делать, если ступни безнадежно портят выпирающие у основания большого пальца «косточки»? Неужели придется мучиться всю оставшуюся жизнь?

«Косточка» или деформация больших пальцев ног – одна из самых распространенных ортопедических проблем, и чаще всего она встречается у представительниц прекрасного пола. По данным медицинской статистики, на одного страдальца-мужчину приходится, как минимум, четыре женщины. Причем обычно в своих бедах мужчины виноваты сами: у них деформация возникает в результате травм, а женщины расплачиваются за «грехи предков». Причиной болезни становится врожденная несостоятельность связочного аппарата, которая, как правило, передается по женской линии.

С чего же начинается деформация больших пальцев ног? Как ни странно, с банального плоскостопия. В норме человеческая стопа имеет вогнутости, то есть своды, которые формирует ее связочный аппарат. Всего их два: продольный свод расположен по внутреннему краю подошвы, поперечный находится у основания пальцев. В том случае, если связки и сухожилия не справляются с нагрузкой, стопа уплощается и становится похожа на ласту тюленя.

Если возникло поперечное плоскостопие, плюсневые кости, которые должны идти параллельно друг другу, начинают веерообразно расходиться. Вместе с ними расходятся и пальцы ног. Казалось бы, что в этом плохого? Но все дело в том, что большой палец стопы ведет себя не по правилам. Он не смещается наружу вслед за своей плюсневой костью, а разворачивается внутрь. Получается, что головка плюсневой кости большого пальца частично выходит из сустава и начинает заметно выпирать. Выглядит это так, словно у основания большого пальца вдруг появилась «шишка».

Дальше – больше. Поврежденное место постоянно соприкасается с обувью. Сначала возникает натертость, а затем сустав воспаляется. В ответ развивается костно-хрящевое разрастание, и «шишка-косточка» становится все больше. Со временем от давления деформированного большого пальца начинают страдать соседние. Они вынужденно сгибаются и фиксируются в таком неправильном положении, приобретают форму молоточков.

Такой чудовищный дефект стопы становится настоящей трагедией, особенно для женщин. Ноги постоянно болят, вместо привычной изящной обуви приходится носить нечто бесформенное и растоптанное. И что самое ужасное, ни о какой красоте уже даже речь не идет! Безнадежно испорченные «косточкой» ступни можно без стеснения показывать разве что врачу… Пожалуй, если бы у Золушки были подобные проблемы, ей вряд ли бы удалось выйти замуж за прекрасного принца. Нога с деформированным большим пальцем в хрустальную туфельку просто не влезет.

Что только не испробовали женщины, да и мужчины тоже, чтобы избавиться от болезненной «косточки»: компрессы, йодовые сеточки, массаж и теплые ванночки для ног с отварами трав. Однако все это давало лишь временный результат (уменьшало воспаление, снимало боль), но не решало главной проблемы. Сустав как был, так и оставался деформированным. Только когда на помощь больным пришли хирурги-ортопеды, дело пошло на лад.

Первые операции на «косточках» у современных специалистов вызывают настоящий ужас. Не вникая в тонкости проблемы, хирург попросту спиливал выступающую часть кости. Разумеется, через некоторое время болезнь к человеку возвращалась, причем в еще более тяжелой форме.

Более прогрессивным вариантом хирургического лечения стала операция по Вредену, названная в честь ее изобретателя, известного русского хирурга Р.Р.Вредена. Смысл ее заключается в том, что выступающую головку плюсневой кости пациенту удаляют полностью. В результате большой палец теряет связь со стопой и держится только на мягких тканях. Самое удивительное, что, когда все подживает, люди чувствуют себя сравнительно неплохо и даже могут ходить. Кстати, хотя среди хирургов и ходит поговорка: «Операция Вредена не столько полезна, сколько вредна!», в некоторых больницах до сих пор продолжают избавлять людей от «косточки» таким варварским способом.

Современные ортопедические операции выпрямляют деформированный большой палец путем перепиливания костей и перемещения костных фрагментов. Чтобы все срослось как нужно, палец фиксируют насквозь металлическими спицами, а сверху накладывают гипс. Минусы такого лечения: через три месяца приходится проводить повторную операцию для удаления всех спиц, положительный результат достигается лишь в 65-70% случаев, кроме того, после лечения ходить без костылей человек сможет месяца через три. Другой вариант – «замыкание» поврежденного сустава. Хирурги полностью убирают хрящ и намертво приращивают плюсневую кость к первой фаланге большого пальца уже в правильном положении. Без гипса и спиц тут тоже не обходится. Минусы те же, что и в предыдущем случае.

То, что происходит в ортопедии сейчас, можно по праву назвать революцией в хирургическом лечении «косточки». Во-первых, изменилось само отношение к проблеме. Если раньше деформация большого пальца воспринималась исключительно как дефект одного единственного сустава и составляющих его костей, то сегодня хирурги-ортопеды используют комплексный подход. Они приводят в порядок всю стопу в целом: все кости, суставы и, что самое главное, связочный аппарат. Во-вторых, появились принципиально новые операции, которые позволяют больным уже на следующий день ходить без гипса и костылей, а через две недели выписываться из больницы.

Если у пациента стопа «мягкая» (гнущаяся, гибкая), ортопеды предпочитают обходиться вообще без перепиливания костей. Есть у человека одна странная мышца. Крепится она к основанию большого пальца и называется «мышца, отводящая большой палец». Теоретически она помогает удерживать ногами предметы. Например, с помощью этой мышцы обезьяны хватаются задними лапами за ветки. Людям такое экзотическое умение ни к чему, но мышца-то осталась! В нормальной стопе никакого вреда от нее нет. Однако, как только возникает плоскостопие, и плюсневая кость уходит в сторону, мышца не дает большому пальцу последовать за ней. Зафиксированный, палец остается на месте, и в итоге между ним и плюсневой костью образуется угол – возникает «косточка».

Что делают хирурги? Через небольшой разрез в первом межпальцевом промежутке они подсекают злополучную мышцу, а затем накрепко ее пришивают к плюсневой кости. Теперь, оказавшись на новом месте, мышца больше не может удерживать большой палец, а укрепляет его основание. Кроме того, в ходе операции врачи вручную сближают все растопыренные плоскостопием плюсневые кости (в этом положении им поможет остаться перешитая мышца) и убирают излишне разросшуюся часть «косточки».

Более простая, но менее эффективная операция на «мягких» стопах – ручное сближение плюсневых костей и их закрепление лавсановой лентой. Минусы: от повышенной нагрузки может сломаться плюсневая кость мизинца.

Для «твердых» (негнущихся) стоп такие операции не подходят. Однако и здесь все изменилось к лучшему. Во-первых, используется все тот же комплексный подход к стопе. Во-вторых, для каждого пациента подбирается индивидуальная операция. В-третьих, кости фиксируются не по старинке спицами, а маленькими винтиками, которые не нужно потом доставать. И, в четвертых, процент успешных операций неуклонно приближается к 100.

Самое главное, сегодня хирурги-ортопеды могут поставить пациента на ноги уже на следующий день после операции. Потихоньку, с большей опорой на пятку и внешний край стопы, но люди ходят самостоятельно. Никакого гипса, никаких костылей. Через две недели швы снимают, и пациенты могут идти домой. К привычному образу жизни они возвращаются через месяц-полтора после операции. Разумеется, об ужасной «косточке» никто из них больше никогда не вспомнит.

Минусов у современных операций, избавляющих от деформации большого пальца, практически нет. Жалко только, что их делают далеко не во всех клиниках. Не хватает высокопрофессиональных хирургов-ортопедов, владеющих навыками подобных операций, да и специальные инструменты и оборудование стоит недешево… Но, с другой стороны, за границей такие операции тоже делают не везде, ну а стоят они куда дороже, чем в России.